Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Погорельский детский сад»

Должностная инструкция воспитателя

12 мая 2020 г.

УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий МБДОУ «Погорельский детский сад»
______________________ О. Б. Боева

" " 2013 г.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

№.

ВОСПИТАТЕЛЯ 

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Настоящая должностная инструкция разработана на основе Трудового Кодекса РФ; Типового положения о дошкольном образовательном учреждении; Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 г. № 761н. Письма министерства образования и науки РФ от 29 ноября 2010 г. № 03-339 «О методике оценки уровня квалификации педагогических работников». Приказа Министерства образования и науки РФ от 24 марта 2010 г. № 209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений». 
Воспитатель принимается на работу и освобождается — заведующим МБДОУ согласно ТК РФ. На период отпуска или временной нетрудоспособности обязанности воспитателя могут быть возложены на другого воспитателя.
Воспитатель должен иметь среднее специальное (профессиональное) или высшее педагогическое образование.

В своей деятельности воспитатель руководствуется:
— Конвенцией о правах ребёнка;
— Законодательными актами и ТК РФ;
— Конституцией РФ;
— Законом РФ «Об образовании»;
— Решениями Правительства РФ;
— Административным, трудовым и хозяйственным законодательством РФ;
— Правилами и нормами охраны труда, антитеррористической и противопожарной безопасности;
— СанПиН (для дошкольных организаций);
— Программно-методической литературой по работе с дошкольниками.
— Уставом и Правилами внутреннего трудового распорядка учреждения и другими локальными правовыми актами уч­реждения;
— Приказами заведующего, нормативными документами и методическими рекомендациями по вопросам профессиональной деятельности;
— Трудовым договором и настоящей должностной инструкцией.

Продолжительность рабочего времени — 36 часов в неделю.

Воспитатель подчиняется руководителю образовательного учреждения, заместителю заведующего по учебно-воспитательной работе.

Воспитатель должен знать:
— Конвенцию о правах ребенка;
— инструкцию по охране жизни и здоровья детей;
— приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;
— законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;
— педагогику: детскую, возрастную, социальную психологию, психологию отношений;
— индивидуальные и возрастные особенности детей и подростков;
— возрастную физиологию;
— методы и формы мониторинга деятельности воспитанников;
— педагогическую этику;
— теорию и методику воспитательной работы, организации свободного времени воспитанников;
— методы управления образовательными системами;
— основные компетентности (профессиональные, коммуникативные, информационные, правовые);
— современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода, методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с воспитанниками разного возраста, их родителями (законными представителями), коллегами по работе;
— технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
— основы экологии, экономики, социологии;
— трудовое законодательство;
— основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;
— правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения;
— правила по охране труда, антитеррористической и пожарной безопасности;

1.8. К воспитателю предъявляются следующие квалификационные требования:

Соответствие занимаемой должности:

— умеет проектировать образовательный процесс (проектирует цели воспитания и обучения; оптимально использует УМК, методы, средства, организационные формы воспитания и обучения, различные диагностики, виды контроля; владеет нормами оценки воспитанников);
— умеет создавать условия для развития каждого воспитанника (создает комфортный микроклимат; применяет разнообразные формы организации деятельности воспитанников; организует безопасную образовательную и предметно-развивающую среду);
— имеет опыт использования одной-двух современных технологий и методик;
— ведет учебно-методическую документацию, соответствующую установленным требованиям;
— обобщает и распространяет собственный положительный опыт на уровне учреждения;
— умеет анализировать педагогическую деятельность (проводить самоанализ занятия, мероприятия; анализировать собственную деятельность и деятельность коллег; анализировать результаты учебно-методической работы и способов их достижения);
— участвует в методической работе (проводит консультации, семинары, мастер-классы, открытые показы и др. на уровне учреждения); 
— добивается высокого уровня освоения детьми общеобразовательной программы (позитивная динамика);
— добивается высокого уровня освоения детьми навыков самостоятельной, игровой, предметной (в раннем возрасте) деятельности;
— добивается высокого уровня готовности детей к школе (по направлению деятельности);
— осуществляет психолого-педагогическое сопровождение детей;
— привлекает детей к участию в конкурсах, проектах, смотрах, выставках, фестивалях и т. д. на уровне образовательного учреждения;
— способствует снижению заболеваемости детей;
— организует воспитательную работу в детском коллективе (проводит разнообразные мероприятия, имеющие общественно-полезную значимость, привлекает родителей к совместной деятельности с детьми);
— умеет устанавливать эффективные взаимодействия с участниками образовательного процесса;
— умеет устанавливать взаимодействия со специалистами образовательного учреждения, представителями других учреждений в процессе организации образовательных задач;
— способствует сохранению контингента детей (посещаемость в соответствии с муниципальным заданием, заболеваемость не выше средней по ДОУ);
— способствует предотвращению травматизма воспитанников в ходе образовательного процесса;
— предотвращает возникновение жалоб, создание конфликтных ситуаций со стороны участников образовательного процесса; 
— своевременно проходит курсовую подготовку (1 раз в 5 лет), квалификационные испытания с целью соответствия занимаемой должности (1 раз в 5 лет).

1-я квалификационная категория:

— отвечает требованиям, предъявляемым к педагогу соответствующему занимаемой должности;
— умеет создавать условия для развития каждого воспитанника (ведет дополнительную непосредственно образовательную деятельность: секции, кружки, факультативы и др.);
— имеет опыт и результативность использования одной-двух современных технологий и методик;
— обобщает и распространяет собственный положительный опыт на муниципальном уровне;
— участвует в методической работе (проводит консультации, семинары, мастер-классы, открытые показы и др. на различных уровнях; выступает на педагогических и методических советах; руководит методическим объединением, творческой группой, социально-психологической службой и т. п. в образовательном учреждении; является членом жюри профессиональных конкурсов и др.; осуществляет наставничество);
— привлекает детей к участию в конкурсах, проектах, смотрах, выставках, фестивалях и т. д. на муниципальном уровне;
— своевременно проходит аттестацию и курсовую подготовку (1 раз в 5 лет). 

Высшая квалификационная категория:

— отвечает требованиям, предъявляемым к педагогу 1-й квалификационной категории;
— Умеет создавать условия для развития каждого воспитанника (руководит любым объединением воспитанников: музеем, клубом, студией, центром и т. д.);
— имеет опыт и результативность разработки и использования собственной методики (технологии);
— обобщает и распространяет собственный положительный опыт на региональном, федеральном, международном уровне;
— привлекает детей к участию в конкурсах, проектах, смотрах, выставках, фестивалях и т. д. на региональном, федеральном, международном уровне;
— участвует в методической работе (руководит окружным, районным, городским методическим объединением; является экспертом, рецензентом пособий, сборников и др. официальных изданий различного уровня; руководит педагогической практикой студентов);
— своевременно проходит аттестацию и курсовую подготовку (1 раз в 5 лет). 

2. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ

На воспитателя возлагаются следующие функции:

Охрана жизни и укрепление здоровья детей.
Воспитание, обучение и развитие детей.
Сохранение и развитие индивидуальности ребёнка.
Планирование и осуществление воспитательно-образовательной работы с детьми в соответствии с федеральными государственными требованиями, образовательной программой учреждения.
Содействие в решении социально-воспитательных и социально-коррекционных проблем.
Взаимодействие с семьями воспитанников, оказание консультативной и практической помощи в вопросах воспитания и развития детей.
Взаимодействие со специалистами образовательного учреждения в рамках единого образовательного процесса. 

3. ОБЯЗАННОСТИ

Для выполнения возложенных на него функций воспитатель обязан:

Способствовать:
— созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности воспитанников, внесению необходимых корректив в систему их воспитания;
— созданию благоприятной микросреды и морально-психологического климата для каждого воспитанника;
— развитию общения воспитанников, при необходимости — коррекции речевых нарушений.
— совершенствованию жизнедеятельности коллектива воспитанников в соответствии с индивидуальными и возрастными интересами воспитанников;
— решению проблем, возникающих у детей в общении с товарищами, специалистами, родителями (законными представителями);
— организации и проведению общих родительских собраний, консультаций и других мероприятий, проводимых в учреждении.

Осуществлять:
— тщательный присмотр за вверенными ему детьми в строгом соответствии с требованиями Инструкции по охране жизни и здоровья детей в помещениях дошкольного учреждения и на детских прогулочных площадках, санитарными правилами и правилами антитеррористической и противопожарной безопасности;
— соблюдение прав и свобод воспитанников;
— деятельность по воспитанию, обучению и оздоровлению детей в образовательном учреждении;
— изучение личности воспитанников, их склонностей, интересов, содействовать росту их познавательной мотивации и становлению их учебной самостоятельности, формированию компетентностей, отражая данные в мониторинге;
— помощь воспитанникам в учебной деятельности, способствовать обеспечению уровня их подготовки, соответствующего федеральным государственным образовательным требованиям;
— оперативное извещение руководителя учреждения о каждом несчастном случае;
— оказание первичной доврачебной помощи;
— полную обработку группы при карантине, совместно с младшим воспитателем;
— прием детей в группу после болезни и во время карантина по заключению врача, вести лист наблюдений;
— инструктаж детей по правилам безопасного поведения на занятиях, во время прогулки на участке и за пределами территории учреждения, а также во время организации режимных моментов и в свободной самостоятельной деятельности;
— наблюдения (мониторинг) за здоровьем, развитием и воспитанием воспитанников, в том числе с помощью электронных форм;
— разработку плана (программы) воспитательно-образовательной работы с группой воспитанников в соответствии с Уставом учреждения, образовательной программой учреждения, программами принятыми и утвержденными педагогическим советом учреждения и годовым планом работы учреждения;
— работу в тесном контакте с другими педагогическими работниками, родителями (законными представителями) воспитанников;
— дополнительное образование воспитанников через систему кружков, клубов, секций, объединений, и т. д., организуемых в учреждении;
— периодическое обновление содержания информационных стендов, папок-передвижек для родителей (1 раз в квартал);
— оформление группы в соответствии с сезонными изменениями и праздничными датами;
— передачу детей сменному воспитателю (количественный состав, особенности поведения, возникшие проблемы и другое);
— организацию, сопровождение и проведение фронтальных занятий совместно со специалистами учреждения;
— мероприятия по адаптации детей к условиям детского сада;
— подготовку и проведение занятий с детьми в соответствии с тематическим планированием;
— подбор дидактического материала для проведения занятий, индивидуальной работы с воспитанниками, совместной деятельности взрослого и детей;
— индивидуальную работу с детьми по всем направлениям развития (социально-личностному, художественно-эстетическому, познавательно
речевому, физическому);
— индивидуальную работу с детьми в соответствии с рекомендациями специалистов учреждения;
— работу по организации и проведению родительских собраний (1 раз в квартал),
— оформление следующей документации:
* календарный план;
* табель посещаемости воспитанников;
* тетрадь протоколов родительских собраний;
* рабочая тетрадь педсоветов, консультаций, семинаров и т. д.;
* тетрадь сведений о родителях;
* тетрадь здоровья;
* тетрадь диагностики детей на начало и конец учебного года;
* тетрадь учета игрового материала.
* тетрадь учета кварцевания.

3.3. Обеспечивать:

— выполнение «Инструкции по охране жизни и здоровья детей»;
— соблюдение правил и норм охраны труда, антитеррористической и противопожарной безопасности, а также санитарно-гигиенических
требований.
— охрану жизни и здоровья воспитанников во время образовательного процесса;
— безопасность жизнедеятельности детей в помещениях ДОУ и на прогулочной площадке;
— строгое выполнение режима дня и двигательной нагрузки детей;
— совместно с медицинскими работниками сохранение и укрепление здоровья воспитанников;
— соблюдение индивидуальных медицинских рекомендаций для детей (ограничения в рационе питания, в физических нагрузках и т. п.);
— своевременное информирование медицинских работников об изменениях в состоянии здоровья детей;
— информирование родителей о состоянии здоровья детей, о плановых профилактических прививках;
— необходимые условия для реализации воспитательно-образовательной программы;
— подготовку и качественное проведение занятий с детьми согласно утвержденному расписанию;
— уровень подготовки воспитанников, соответствующий федеральным государственным требованиям;
— подготовку группы к началу учебного года в соответствии с требованиями учреждения
— маркировку мебели;
— сохранность подотчетного имущества, бережное использование пособий и методической литературы;
— чистоту и порядок в групповой комнате и на участке;

3.4. Контролировать:

— умственную, двигательную и зрительную нагрузку детей;
— своевременность внесения родителями платы за содержание ребенка в ДОУ;
— сохранность игрушек и инвентаря в группе, вести их учет;
— посещаемость детей в группе и причины их отсутствия;
— маркировку белья, детской мебели в соответствии с антропометрическими показателями;

3.5. Принимать участие:

— в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы;
— в инновационной, экспериментальной деятельности;
— в организации и проведении оздоровительных, воспитательных и других мероприятий с воспитанниками, предусмотренных образовательной программой, планом работы учреждения на учебный год;
— в подготовке и проведении детских праздников, развлечений, спортивных мероприятий и др. в соответствии с утвержденным планом работы учреждения на учебный год;
— в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (законным представителям).
— в разработке и внесении предложений по совершенствованию образовательного процесса;
— в активной пропаганде здорового образа жизни;
— в ремонтных работах дошкольного учреждения;

3.6. Проходить:

— медицинский осмотр по установленному графику;
— аттестацию (1 раз в 5 лет);
— курсы повышения квалификации (не менее 1 раза в 5 лет).

3.7. Координировать деятельность младшего воспитателя в рамках единого воспитательно-образовательного процесса.

3.8. Строго соблюдать санитарную гигиену, чистоту на рабочем месте.

3.9. Нести ответственность за жизнь, здоровье и безопасность воспитанников в период образовательного процесса.

3.10. Незамедлительно сообщать администрации о всех ЧП, связанных с угрозой жизни и здоровью детей.

3.11. Воспитателю запрещается:

— изменять график сменности;
— оставлять свое рабочее место без предупреждения администрации и детей без присмотра;
— отдавать детей лицам в нетрезвом состоянии, несовершеннолетним детям и посторонним;
— делать необоснованные выводы и заключения для родителей (законных представителей), связанные с вопросами воспитания, развития и психолого-коррекционной работы.

4. ПРАВА

Воспитатель в пределах своей компетенции имеет право:

4.1. Участвовать в управлении учреждения в порядке, определенном Уставом ДОУ, через общее собрание трудового коллектива, педагогический совет, Совет Учреждения.

4.2. Принимать участие в инновационной деятельности, в методической работе, организуемой на базе ДОУ, ОРЦ, города, а также в смотрах, выставках, конкурсах и т. д. различного уровня. 

4.3. Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения.

4.4. На конфиденциальность дисциплинарного (служебного) расследования, за исключением случаев, предусмотренных законом.

4.5. Самостоятельно выбирать и использовать методики, технологии, учебные пособия и материалы, соответствующие утвержденным программам.

4.6. Вносить предложения:
— по улучшению условий труда для их включения в соглашение по охране труда;
— об участии своей группы в конкретных проектах образовательного цикла;
— по совершенствованию воспитательно-образовательной работы, улучшению и оздоровлению условий проведения образовательного процесса.

4.7. Доводить до сведения администрации сведения обо всех недостатках в обеспечении образовательного процесса, снижающих жизнедеятельность и работоспособность воспитанников.

4.8. Пользоваться всеми правами, касающимися режима рабочего времени, времени отдыха, отпусков, социального обеспечения, которые установлены учредительными документами и трудовым законодательством.

4.9. Повышать свою квалификацию, знакомиться с новыми педагогическими разработками, получать консультативную помощь от заместителя заведующей по УВР и других специалистов учреждения.

5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

5.1. Воспитатель несет ответственность:

— за жизнь и здоровье детей, нарушение прав и свобод в соответствии с законодательством РФ;
— за реализацию некачественных или не в полном объеме образовательных программ;
— за не соответствие применяемых средств, форм и методов при организации воспитательно-образовательного процесса возрастным психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям детей;
— за сохранность одежды детей (аккуратно, бережно относится к ней, не допускает потери одежды или ее порчи);
— за сохранность имущества в группе (игрушки, мебель, пособия и пр.);
— за своевременное прохождение медицинского осмотра;
— за посещаемость детей, ведение табеля посещаемости, выясняя причины непосещения и выявляя возможные методы, способствующие повышению посещаемости..

За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка учреждения; законных распоряжений заведующего ДОУ и иных локальных нормативных актов; должностных обязанностей, установленных настоящей инструкцией, в т. ч. за неиспользование предоставленных прав воспитатель несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном ТК РФ. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.
За применение, в т. ч. однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью ребенка, воспитатель может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом РФ «Об образовании». Увольнение за данный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.
За нарушение правил антитеррористической и пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил воспитатель привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных законодательством РФ.
За виновное причинение ДОУ ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей воспитатель несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных законодательством РФ.

6. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ

Воспитатель:

Работает по графику, составленному исходя из 36-часовой рабочей недели, согласованному и утвержденному заведующим, участвует в обязательных плановых общих мероприятиях ДОУ, на которые не установлены нормы выработки.
Заменяет временно отсутствующего воспитателя на основании почасовой оплаты и по тарификации
(в зависимости от срока замены); не разрешается меняться сменами без согласования с администрацией.

Обязан сообщать заведующему, заместителю заведующего по учебно-воспитательной работе, о невыходе на работу по больничному листу и накануне выхода на работу после болезни или с отпуска.
Получает от администрации ДОУ информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами.
Уходя с работы, воспитатель обязан оставлять свое рабочее место (группу) в полном порядке.
Своевременно передает заместителю заведующего по УВР информацию, полученную на совещаниях и семинарах.


С инструкцией ознакомлен:

_______________ 20____ год _______________________(______________

_______________ 20____ год _______________________(______________

_______________ 20____ год _______________________(______________

_______________ 20____ год _______________________(______________

_______________ 20____ год _______________________(______________

_______________ 20____ год _______________________(______________

Наверх